Первый раз в первый класс
(Цикл статей Екатерины Дегтевой)
Адаптация детей в школе может проходить от недели до несколько месяцев. Все мы разные и совершенно по разному реагируем на стрессы и изменения среды. Забастовки с ранним подъмом, болезни, сонливость и капризы в первые недели — это нормально.
Часто вы слышали такое: «В первый класс идете? Ууууу…готовьтесь!» или «Ой, сад ладно, вот в школе начнеееется…». Слышали?
Забудьте. Прямо сейчас.
Настройте себя на то, что школа это просто продолжение сада, там не страшно и не сложно. Если поднимать панику, то она моментально передаётся детям, так как мы транслируем им все наши переживания на подсознательном уровне, даже не произнося слов.
Зарубите себе на носу одну простую и важную вещь, которая вам ни раз пригодится:
ваша жизнь и жизнь ребёнка — это две разные жизни, просто проживаете вы их вместе/рядом, но не в коем случае ни друг за друга. Вы уже были и в школе и в институте, а может и ни раз. Поэтому в школу сейчас идёте не вы, а ваш ребёнок. А это значит — САМ.
♦ Старайтесь укладывать ребенка не позднее 21.00. В первые недели у ребенка активная и психологическая, и физическая и умственная нагрузка;
♦ Поговорите с врачом, о возможной необходимости пропить витамины, чтобы укрепить иммунитет, проведите летом закаливание, обязательно гуляйте после школы;
♦ Ребенок сам собирает свой портфель. В первые две недели ему можно и нужно помочь. Сделайте из этого игру: напишите яркими печатными буквами его расписание на неделю, на листе А4 и повесьте в доступном месте (шкаф, холодильник). Пусть это будет такой маленький квест, собрать все книжки и тетради по списку. В первый раз вместе, потом половину сам, потом все сам, а вы проверяете, потом вы не проверяете;
♦ Уроки ваш ребёнок делает сам и вы их не проверяете (а лишь заглядываете в тетрадь украдкой и не заметно). Если видите ошибку, намекните, что иногда стоит за собой перечитать, перепроверить. Опять же, придайте этому элемент игры — давай найдем ошибку!? Заставлять делать уроки тоже не стоит. В идеале нужно привить к ним интерес с самого начала. А потом просто уточнять — уроки будешь делать? Нет? Ну, хорошо. Без эмоциональных негативных акцентов. Один ваш вскрик по этому поводу может поставить такой яркий якорек в подсознании ребенка, что потом придется от него избавляться. Просто изначально объясните ребенку, в шуточной форме, на чужих примерах, о том, что школа это его важное и интересное дело на ближайшие 11 лет, а вы уже там учились и с ним учиться не можете. Таковы правила игры, под названием жизнь — каждый учится в школе 1 раз. Вы лишь уточняете: собрал, сделал, подготовил? Уроки будешь делать? «Ну решай сам, в школу ведь ты ходишь»;
Почему без эмоционально негативных моментов? (крики, оры, возмущения) — потому что именно они быстрее и легче фиксируются в нашем подсознании. Вспомните ситуацию: годовалый малыш бежит и падает, мама видя это вскрикивает и устремляется навстречу ему. Ребенок вроде не сильно ударился и пока не решил как на это реагировать, но увидив испуганное лицо мамы — считал ее эмоциональный фон и заплакал. Другая ситуация — мама увидев, что малыш упал — отворачивается в сторону, пересиливая в себе желание вскрикнуть, поворачивается к малышу с улыбкой и говорит — все хорошо, все нормально. И ребенок видя, что все хорошо, продолжает свой путь. Далее, обнимая каждый раз плачущего ребенка — мы фиксируем — плачу/обнимают. Результатом всего этого получаем взрослых — манипулирующих болью, пытающихся привлечь к себе внимание, сочувствие или же сторонящихся обьятий и не понимающих почему.
♦ Конечно, если вы видите, что ребенок не справляется — ему нужно помочь. Но он должен понимать — уроки это его важное дело. А если нужна помощь — ты зови! И я обязательно помогу. Я, например, просто выхожу из комнаты, когда дети делают уроки. Чтобы не создавать ощущуние контроля или наоборот, что можно закапризничать и и мама за меня сделает. Но если позвали — приду и помогу;
♦ Свой завтрак в портфель ребёнок кладёт сам (а вы лишь подготавливаете его утром). Можете несколько раз напомнить, потом просто кладете перед ним, пока он собирается;
♦ Секции на которые ребёнок хочет ходить он тоже выбирает сам, а вы лишь оцениваете сможете ли водить. Конечно многим хочется реализовать в ребенке все то, что вы не смогли сами (игру на фортепьяно, балет, каратэ), но ваше детство уже ушло (хотя все еще есть возможность научиться играть на фортепьяно!), а жизнь вашего ребенка — это его выбор;
♦ Настройте своего ребенка на то, что не нужно гнаться за хорошими оценками, никаких ценностей в них нет. Мы сами задаем себе планку, чему хотим соответствовать, внутренне. И наше внутреннее счастье не должно изчезать или раскачиваться от внешних перемен; Не нужно поселять в ребенке страх перед двойкой. Постарайтесь заранее объяснить — что не это главное, а его знания. Страхи в него успеют заселить и без нас;
♦ Ошибки — часть жизни. Скажите ребенку, что будете любить его, даже если он совершит ошибку. Чтобы научиться чему-то, нужно отпустить прошлое и начать заново. Мама не боится показывать свои слабости, не боится потерпеть неудачу, извиниться и начать заново;
И так касается всего.
Вы лишь помощь, если вас позовут, и наблюдатель жизни вашего ребенка, прожить ее за него — у вас не получится. Но! Не забываете хвалить своих детей за их успехи, подбадривать в случае неудачи и в игровой форме прививать им интерес к учебе. Если вы видите, что ребёнок устал делать математику, переключите его на другой предмет или дайте порисовать. Придумайте ребус из математических примеров или поиграйте с ним в поле чудес для усвоения русского языка.
Поверьте, школа это совсем не страшно, а даже весело!)
К 7 годам ребенок уже должен понимать, а наша задача до него это донести, что он:
♦ имеет полное право говорить — нет;
♦ если ты не хочешь есть во время школьного завтрака — ты имеешь на это право. Если ты хочешь в туалет — ты можешь выйти, предупредив учителя. Требуй к себе уважения, но и других уважай;
♦ никто не имеет права кричать на него, высмеивать или унижать — и даже учитель;
♦ есть его интимная зона/расстояние, которую никто не может перступать (да, да — я сейчас именно о том, кто может дотрагиваться до ребенка и в каких частях тела и прочие аспекты этого вопроса);
И ещё совет. Чтобы не нагнетать суету в августе и не носиться раненым оленем по детским магазинам — узнайте уже сейчас, что вам понадобиться в сентябре и закажите канцелярку в интернет магазине, а форму купите чуть на вырост.
P.S. Все это я испробовала на себе и своих близнецах. Ровно 2 раза один из них забывал учебник дома. На вопрос учителя «почему», я ответила — ну он же в школу ходит, а не я, это его ответственность. Больше мой маленький/большой человек книжки не забывал!)
Наша задача сделать так, чтобы наши дети могли быть самостоятельными и обходиться без нас. Ведь они всего лишь гости в нашей жизни
Не забываете про себя. Старайтесь найти хотя бы один вечер в неделю для своих увлечений, хобби, друзей. И обязательно хотя бы один выходной проводите с ребёнком: гуляйте вместе, мечтайте, узнавайте друг друга, стройте планы, замечайте прекрасное, смейтесь и улыбайтесь!)
Что касается адаптации детей с низкорослостью:
♦ Заранее поговорите с учителем и деректором школы, что у них будет учиться особенный ребенок;
♦ Обсудите возможность технического оснащения, если в этом есть необходимость (подставка для ног, низкая парта и т.д.);
♦ Попросите, чтобы вашего ребенка не выделяли, не жалели и не делали скидку на домашнее задание или оценку, чтобы требовали как со всех;
♦ Обсудите заранее с учителем, что отвечать ученикам на возможные вопросы о таком низком росте ребенка (а в 7-8 лет они уже будут), очень пригодится книжечка с этого сайта.
♦ Поговорите с учителем о возможности ребенка сидеть на первой парте (т.к. с других рядов за детьми ему не будет видно);
♦ Поговорите с учителем физкультуры о том, что у вас освобождение/нет освобождения, но чтобы она придумала ребенку занятие, и он не сидел на скамейке весь урок. В нашем классе Артема сделали судьей на всех играх. Или учитель дает ему отдельные задания, легкие, т.к. он не может делать норматив, чтобы он не чувствовал себя ущемленным;
♦ Поговорите о возможности посещать школьного психолога, если такой есть в штате школы — это не будет лишним;
♦ Вливайтесь в коллектив сами, дружите с родителями, ходите вместе гулять, в кино или на детские мероприятия. Дети смотрят на нас и копируют нас;
♦ Заранее поговорите с невропатологом о необходимости пропить курс препаратов, если у ребенка есть гидроцефалия, незрелая нервная система или другие моменты с нервной системой (наш врач назначает нам курс Танакан уже в августе);
Тема детской травли — это уже отдельная история и о ней я расскажу подробно в другой статье, но не могу ее не затронуть в теме адаптации:
♦ Поговорите с ребенком. Если в коллективе сложилась ситуация травли например другого ребенка — он не должен быть в составе стада, которое топчет ногами того, кто слабее, пусть расскажет об этой ситуации вам. А вы найдите «правильного» взрослого в школе, чтобы ее искоренить. Говорите с этого угла, не нужно говорить на его же примере «травля тебя» или «обижать тебя» — чтобы он даже не примерял на себя этот образ. Просто послушав возможную чужую историю он уже будет знать, куда идти если его будут обижать;
♦ В таком же ключе поговорите издалека о том что никто не имеет права никому угрожать: «Сломаю твой телефон», «Заберу и не отдам», «Убери волосы, а то я их тебе отстригу». И если такая ситуация с кем-то происходит — нужно рассказать об этом маме. Опять — с кем-то. Не говорите — с тобой. Иначе его можно напугать и поселить в мыслях возможность — что такое может случиться. Ты можешь позвонить мне в любой момент и рассказать мне все, что угодно. И я помогу тебе решить любую затруднительную ситуацию. Как Бэтмэн или Карлсон. Я рядом!
Школа — это в принципе не сложный момент. Он просто многозадачный, а от того и очень интересный. Как и вся наша жизнь. И если трансформировать слово «сложно» в «интересно» — все уже не так страшно, правда?