Взрослая жизнь (что дальше?)


Взрослая жизнь

Процесс образования для любого ребенка, в том числе – и особого, условно делится на два этапа. Задача ребенка на первом этапе – максимально открыть для себя мир, освоить его и понять, что происходит вокруг. Затем наступает второй этап: выбор интересующей человека сферы знаний и специализация в ней. Итогом этого выбора становится реализация им потребности в работе, в том, чтобы трудиться и приносить пользу другим людям. Это одна из важнейших потребностей любого взрослеющего человека. Нередко «борьба за права» для особых людей ставит целью освобождение человека с ограничениями жизнедеятельности от необходимости работать. Но за такой интерпретацией прав особых людей стоит не только игнорирование их потребностей, но и глубинное непонимание человеческой природы вообще: ведь лишая любого человека возможности трудиться, мы отнимаем у него право на взрослую жизнь и самостоятельный заработок, право стать состоявшейся личностью и наполнить свою жизнь смыслом. Поэтому такого рода «забота» является в лучшем случае «заблуждением», а на самом деле – откровенной дискриминацией. Другой потребностью, неразрывно связанной с процессом взросления, является потребность человека в реализации максимально самостоятельной (автономной) жизни. Обе эти потребности не зависят от наличия или отсутствия у человека ограничений жизнедеятельности. От ограничений жизнедеятельности зависят только способы реализации этих потребностей: очевидно, что особый взрослый нуждается в поддержке трудоустройства и жизнеустройства. И наше государство, позиционирующее себя как социальное, обязалось ему эту поддержку обеспечить. В рамках представлений цивилизованного человечества, международных правовых норм, Конституции Российской Федерации и ее законодательства, в соответствии с психологической наукой и педагогической практикой, человек, получив образование на первом этапе, должен встроиться в нормальную жизненную колею.

Добавить комментарий